Деревянная вагонка, какая она бывает?

Дерево, наряду с камнем, можно считать первым конструкционным и отделочным материалом используемым людьми с древнейших времен. Мода на отделку натуральными материалами сохранилась и по сей день. Именно поэтому нередко можно встретить стену или потолок, обшитый ровными деревянными планками. Наиболее распространенной является вагонка сосна или ель. Связано это с простотой и технологичностью обработки, а так же с невысокой стоимостью исходного сырья.

Вагонка из лиственницы стоит дороже, но при этом ее древесина обладает высокой стойкостью к гниению и образованию грибка, что позволяет использовать ее для обшивки бань и саун. Применяют для изготовления вагонки и другие сорта древесины, каждый из которых обладает своими, порою уникальными свойствами.

Декоративная вагонка и ее виды

На сегодняшний день производители выпускают большое количество разного типа вагонки из натурального дерева. Однако в последние годы появилась ее качественная имитация – МДФ вагонка. Для ее изготовления используются отходы деревообработки, так что с определенным допущением ее можно признать дальним родственником профилированных планок изготовленных из цельной древесины.

Деревянную вагонку используют и для внутренних, и для наружных отделочных работ. В последнем случае материал должен иметь повышенную водостойкость. Для этого используют для производства вагонки осину, ольху, лиственницу, сосну.

В последнее время особое внимание уделяют финишной отделке поверхности древесины. Среди модных тенденций можно назвать такой способ изменения текстуры, как искусственное старение. Текстурированная по этой технологии древесина позволяет придать фактуре древесины большую выразительность, подчеркнуть ее красоту. Особенно интересно сочетание старения с белением или тонировкой. Это дает возможность создать оттенки, которые нельзя встретить в природе, но которые позволяют создавать необычные цветовые решения интерьеров.

Производители экспериментируют не только с декоративным покрытием, но и с профилем. Например, бесшовная технология укладки позволяет имитировать отделку больших площадей цельным массивом из натурального дерева. В конце 80-х годов прошлого века началось производство евровагонки. Сегодня производители из Финляндии сделали следующий шаг в этом направлении.

Финская вагонка взяла многое у профилированных деревянных планок, изготовленных по европейскому стандарту. Отличается толщина профиля от 14 до 19 мм, а так же величина гребня, которая больше, чем у евровагонки на 2 мм. Кроме прямого профиля имеется волнистый, со скосами и фасками. Вагонка, изготовленная по такой технологии, относится к высшему классу и не имеет дефектов фактуры и сучков.

Сорт С, А и экстра класс

О классах вагонки стоит сказать отдельно. Тут имеется большая путаница. Какие только марки не предлагают продавцы: «Элит», «Эконом», «Классик», «Престиж. А еще называют «переходные» сорта АВ и ВС. Вагонку ольха относят к низшим сортам, а изготовленную из более дорогих пород к высшим. На самом деле все проще, согласно требованиям ГОСТ 8242-88 существует только четыре класса материала: «Экстра», А, В и С. Все остальное не соответствует действительности.

Различие между классами заключается в наличии или отсутствии определенных дефектов, описанных в ГОСТ. Вагонка «Экстра» не имеет никаких дефектов, в том числе и по окраске. Такой материал еще называют бессучковым. Класс А может иметь невыпадающие сучки диаметром до 5 мм.

Требования к сорту В менее строгие. Допускается наличие сучков большего диаметра, но они должны быть надежно соединены со структурой. Так же возможны дефекты окраски, связанные с болезнями деревьев. Самое низкое качество у сорта С. Здесь возможно не только нарушение цвета и фактуры, но и наличие синевы и выпадающих сучков.

А как же зависимость класса от породы древесины? Ценные породы деревьев не только дороги, но и практически не имеют дефектов, и вагонку класса ниже чем «Экстра» или А из них не производят. Именно поэтому нельзя найти вагонку из кедра класса С. Хотя класс В, имеющий незначительные дефекты иногда встречается. Не влияет на сортность и технологичность материала, из которого изготовлена вагонка, липа, осина или кедр хорошо поддаются обработке, но класс зависит только от наличия или отсутствия дефектов.

Оставить комментарий